Значение слова НА

На

на или на — многозначное слово или аббревиатура:

Википедия

Найдите другие интересные слова

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Самара
Сохрани в соц. сетях, чтобы не потерять!

Ответы на кроссворды со словом «на» в словаре кроссвордиста

Определение слова На в словарях

Большой современный толковый словарь русского языка

На что это

I предл. с вин. и предл.

1. с вин. и предл.Употребляется при выражении пространственных отношений
1) с вин. указывая на а) предмет, на поверхность которого направлено действие б) предмет, на котором помещается, укрепляется какой-либо другой предмет в) направление действия на предмет, который мыслится как место, средоточие какого-либо свойства, состояния г) предмет, лицо или место, в сторону которых направлено действие, или предмет, место, являющиеся конечным пунктом движения д) место или сферу деятельности, на которые направлено действие е) направление или направленность действия ж) направленность предмета или его части в сторону чего-либо
2) с предл. указывая на а) предмет, на котором или на поверхности которого протекает действие или находится кто-либо или что-либо б) предмет или лицо как на поверхность, площадь, являющиеся местом нахождения, обнаружения чего-либо в) область применения или проявления какого-либо действия г) предмет или пространство, в пределах которых происходит какое-либо действие д) непосредственное отношение кого-либо к орудию действия.

2. с вин. и предл.Употребляется при выражении временных отношений
1) с вин. указывая на а) время совершения какого-либо действия б) время, на которое распространяются результаты действия
2) с предл. указывая на а) время совершения действия б) время и сферу какого-либо действия одновременно.

3. с вин. и предл.Употребляется при выражении обстоятельственных отношений образа действия
1) с вин. указывая на а) характер, образ действия, особенности протекания процесса б) условия или обстоятельства, сопутствующие чему-либо
2) с предл. указывая на а) характер, образ действия, особенности протекания процесса б) условия или обстоятельства, при которых совершается что-либо или проявляется какой-либо признак, выраженный именем в) предмет, являющийся орудием какого-либо действия г) состояние или положение, в котором находится кто-либо, или деятельность, которой занимается кто-либо.

4. с вин. и предл.Употребляется при выражении количественно-определительных отношений
1) с вин. указывая на а) меру или количество, определяющие границы чего-либо б) количественный показатель изменения чего-либо в результате какого-либо действия
2) с предл. указывая на уровень, количество или расстояние, в пределах которых совершается или происходит что-либо.

5. с вин. и предл.Употребляется при выражении определительных отношений
1) с вин. указывая на предмет, по отношению к которому проявляется какой-либо признак, выраженный именем
2) с предл. указывая на предмет, наличие которого характеризует другой предмет или какое-либо лицо.

6. с вин.Употребляется при выражении целевых отношений, указывая на
1) цель или назначение какого-либо действия, выраженного глаголом
2) предмет, лицо, коллектив, в интересах которого совершается что-либо
3) разг. звание, специальность или профессию, в целях достижения или овладения которыми совершается что-либо ( при управляющих глаголах: учиться, писать, защищать и т.п. ) .

7. с вин. и предл.Употребляется при выражении объектных отношений
1) с вин. указывая на а) лицо или предмет, которые вызывают какое-либо действие или состояние, а также по отношению к которым это действие или состояние проявляется б) лицо, коллектив или явление, на которые рассчитывают, надеются, к которым проявляют интерес в) предмет или часть чего-либо, являющиеся опорой, основанием чего-либо г) объект, для овладения которым совершается действие д) предмет или явление, с которыми наблюдается или отсутствует сходство, с которыми сравнивается кто-либо или что-либо
2) с предл. указывая на а) предмет, лицо или коллектив, являющиеся средоточием чего-либо, служащие объектом проявления какого-либо действия или состояния б) предмет, с помощью которого изготавливается или производится что-либо в) лицо, коллектив или организацию, которые обладают чем-либо, за которыми числится что-либо г) что-либо, что является границей какого-либо действия, состояния или свойства.

8. с вин.Употребляется при выражении отношения заместительства, указывая на предмет, служащий или предназначенный для обмена на что-либо.

9. с вин. и предл.Употребляется при выражении причинных отношений
1) с вин. указывая на мотивировку или причину какого-либо действия
2) с предл. указывая на предмет, являющийся одновременно причиной и сферой проявления какого-либо действия. II межд. разг. ; = н'а-каВозглас при передаче, вручении чего-либо кому-либо, сопровождающийся определенным жестом и соответствующий по значению сл.: вот! бери! возьми!

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

На



1. предлог
1) а) с вин. и предл. пад. Употр. при выражении пространственных отношений:
1) с вин. пад. - при указании на: а) предмет, на поверхность которого направлено действие, б) предмет, на котором помещается, укрепляется какой-л. другой предмет, в) направление действия на предмет, который мыслится как место, средоточие какого-л. свойства, состояния, б) предмет, лицо или место, в сторону которых направлено действие, или предмет, место, являющиеся конечным пунктом движения, г) место или сферу деятельности, на которые направлено действие, д) направление или направленность действия, е) направленность предмета или его части в сторону чего-л.;
2) с предл. пад. - при указании на: а) предмет, на котором или на поверхности которого протекает действие или находится кто-л., что-л., ж) предмет или лицо как на поверхность, площадь, являющуюся местом нахождения, обнаружения чего-л., з) область применения или проявления какого-л. действия, б) предмет, пространство, в пределах которых происходит какое-л. действие, в) непосредственное отношение кого-л. к орудию действия.
2) с вин. и предл. пад. Употр. при выражении временных отношений:
1) с вин. пад. - при указании на: а) время совершения какого-л. действия, б) время, на которое распространяются результаты действия;
2) с предл. пад. - при указании на: а) время совершения действия, б) время и сферу какого-л. действия одновременно.
3) с вин. и предл. пад. Употр. при выражении обстоятельственных отношений образа действия:
1) с вин. пад. - при указании на: а) характер, образ действия, особенности протекания процесса, б) условия, обстоятельства, сопутствующие чему-л.;
2) с предл. пад. - при указании на: а) характер, образ действия, особенности протекания процесса, б) условия, обстоятельства, при которых совершается что-л. или проявляется какой-л. признак, выраженный именем, в) предмет, являющийся орудием какого-л. действия, г) состояние, положение, в котором находится кто-л., или деятельность, которой занимается кто-л.
4) с вин. и предл. пад. Употр. при выражении количественно-определительных отношений:
1) с вин. пад. - при указании на: а) меру, количество, определяющие границы чего-л., б) количественный показатель изменения чего-л. в результате какого-л. действия;
2) с предл. пад. - при указании на уровень, количество, расстояние, в пределах которого совершается, происходит что-л.
5) с вин. и предл. пад. Употр. при выражении определительных отношений:
1) с вин. пад. - при указании на предмет, по отношению к которому проявляется какой-л. признак, выраженный именем;
2) с предл. пад. - при указании на предмет, наличие которого характеризует, определяет другой предмет или другое лицо.
6) с вин. пад. Употр. при выражении отношения цели, указывая на:
1) цель, назначение какого-л. действия, выраженного глаголом;
2) предмет, лицо, коллектив, в интересах которого совершается что-л.;
3) разг. звание, специальность, профессию, в целях достижения или овладения которыми совершается что-л. (при управляющих глаголах: учиться, писать, защищать и т.п.).
7) с вин. и предл. пад. Употр. при выражении объектных отношений:
1) с вин. пад. - при указании на: а) лицо или предмет, которые вызывают какое-л. действие или состояние, а также по отношению к которым это действие или состояние проявляется, б) лицо, коллектив или явление, на которые рассчитывают, надеются, к которым проявляют интерес, в) предмет, часть чего-л., являющиеся опорой, основанием чего-л., г) объект, для овладения которым совершается действие, д) предмет или явление, с которыми наблюдается или отсутствует сходство, с которыми сравнивается кто-л., что-л.;
2) с предл. пад. - при указании на: а) предмет, лицо, коллектив, являющиеся средоточием чего-л., служащие объектом проявления какого-л. действия, состояния, б) предмет, с помощью которого изготовляется или производится что-л., в) лицо, коллектив, организацию, которые обладают чем-л., за которыми числится что-л., г) что-л., что является границей какого-л. действия, состояния, свойства.
8) с вин. пад. Употр. при выражении отношения заместительства, указывая на предмет, служащий или предназначенный для обмена на что-л.
9) с вин. и предл. пад. Употр. при выражении причинных отношений:
1) с вин. пад. - при указании на мотивировку, причину какого-л. действия;
2) с предл. пад. - при указании на предмет, являющийся одновременно причиной и сферой проявления какого-л. действия.

2. частица разг. Бери, возьми, получай, вот тебе.

Словарь Даля

На

предл.
1) с вин. а) по вопросу: куда, на кого, на что, указывает предмет, на который действие обращено. Сядь на коня. Иду на тебя. Я беру ответ на себя. На кого спит, на того и грезит. На что это похоже? У нее нет на себя, месячного. На него находит, т. е. безумие. Он счастлив на людей, людьми, хорошо окружен. Взять что на казну, отобрать в казну, присвоить ей. Грех да беда на кого не живет, бывает; (приб. а огонь да вода и попа сожжет). Всяк на себя умен. На других умен, а на себя глуп. б) По вопросу куда, указывает предел движенья, цель, причем ударенье часто переходит на предл. Пойдем на рынок. Оборотись на восток. Звать кого на обед, на помощь. Занесу руку на скобу, отопру двери на пяту. Сесть кому на голову (заслонить ход или производство). Сесть кому на шею (помыкать кем). Говори на волка, говори (или рассуди) и по волку. Милого побои не на кости. в) По вопросу когда, означает будущее время: на другой день, на тот год, на ту пору, на молодой месяц. На то место, т. е. взамен. Придет пора на пору, станешь девке ступать на ногу. Спасибо на той, да другую запой. Год на год не работник. Гость на гость - хозяину радость, г) По вопросу на сколько, указывает количество, меру, цену. Возьми хлеба на день да соли на грош. Едешь на день, а хлеба бери на неделю. Ты от добра на пядень, а оно от тебя на сажень. На век нас не станет, а на год станет. И масляна не на век достается. Не на век и Святая неделя. Ум на ум не приходится. д) По вопросу как, для чего, на что, обозначает цель, обстоятельства. Он говорит наобум, а делает только на зло всем. На грех, на беду сталось. Добудь тесу на кровлю. Не на то родился, чтоб на худой женился. Собирать на бедность.
2) с пред. а) по вопросу: где, на ком, на чем, показывает предмет, местность. На верху, на низу; стой на месте, будь на глазах. На нем лица нет. На сердитых воду возят. У меня на нем деньги. Он не на себе ( калуж. ), нездоров. И на коне бывал, и под конем бывал. Кто бывал на коне, тот бывал и под конем. Была бы догадка, а на Москве денег кадка. Он наом помешан (или помешался). Я у него на разуме не бывал. Один у одного на разуме не бывает (не бывали). На чем рядишь, на том и едешь. На чем дал слово, на том и стой. б) По вопросу когда, как, означает время, пору; состоянье, обстоятельства. На днях был (или будет) такой-то. У него на одной неделе семь пятниц. На ходу, на лету, на скаку. На часах, на карауле. На остатке всего с полпуда. Ехать на почтовых, на протяжных. Он на своей воле, сам собою располагает. Заключить мир на всей воле государя московского, стар. по всей воле, как похочет, положит. в) Иногда, по вопросу где, означает должность или состоянье: Я на службе, и был на вестях. Она все на побегушках. Не на детях и сидни в честь, не при детях, когда их нет, как на безлюдье.
3) Употребляется соединительно: нагревать, наставник, назад, и выражает, при

Словарь русского языка Ожегова

На



1.3 с предл. п. обозначает субъект, испытывающий состояние. + На руководителе - большая ответственность. На матери - заботы о детях. на

1.3 с предл. п. во время чего-нибудь На всем скаку. Птицы замерзают на лету. на 2 сопровождает жест передачи, вручения: вот, возьми(те) На книгу. Нате вам спички. Дай спички.- На. на

1.3 с предл. п. при помощи чего-нибудь, с чем-нибудь Жарить на масле. Развести краску на воде. Тесто на дрожжах. на

1.3 с предл. п. Colloq при повторении существительного указывается наличие большого количества, обилия чего-нибудь Дыра на дыре. Ухаб на ухабе. на

1.1 с вин. и предл. п. Употр. при обозначении лица или предмета, являющегося объектом действия. + Нажать на рычаг. Остановить взгляд на собеседнике. Взглянуть на собеседника. на

1.1 с вин. и предл. п. Употр. при обозначении места, области или времени деятельности. + Орудие на позиции. Выйти на позицию. Быть на работе. Идти на работу. Быть на собрании. Вынести вопрос на собрание. Решить на пленуме. Вынести вопрос на пленум. Встреча на будущей неделе. Отложить на будущую неделю. Быть на выставке. Идти на выставку. на

1.1 с вин. и предл. п. Употр. при обозначении поверхности, на которой сверху располагается или куда направляется что-нибудь + Писать на бумаге. Перевести на бумагу. На столе. На стол. На крыше. На крышу. Лежать на диване. Лечь на диван. На ноге. Н- ногу. Рисунок на фарфоре . на

1.1 с вин. и предл. п. Употр. при обозначении предметов, являющихся орудием действия, частью устройства, способом выражения чего-нибудь + Вагон на рессорах. Поставить на рессоры. Пальто на вате. Сидеть на веслах. Сесть на весла. Книга на английском языке. Перевести на чешский язык. Играть на рояле. на

1.3 с вин. п. Употр. при обозначении меры, количества, предела. + Купить на сто рублей. На рубль меньше. Разделить на несколько частей. Разбить текст на параграфы. Обед на пять человек. Слава на весь мир. на

1.2 с вин. п. Употр. при обозначении срока, промежутка времени. + Запас н- зиму. План н- год. Опоздать на час. Положение на сегодняшний день. на

1.2 с вин. п. Употр. при указании образа действия, состояния. + Верить н- слово. Читать стихи на память. на

1.2 с вин. п. Употр. при указании цели, назначения, предмета достижения. + Маневр на окружение противника. Кредиты на ремонт. Лес на постройку. На всякий случай. Разведка на нефть. Право на труд. Учить на инженера (т. е. с целью стать инженером; (разг.).

Толковый словарь русского языка Ушакова

На

темноголубом эфире златая плавала луна. Державин. По эфиру катится гром из края в край. Хомяков. как глуп я прежде был, мечтал, как вы мечтаете, душой в эфире жил. Некрасов.

3. со словом "мировой" и без него. Предполагаемая среда, заполняющая мировое пространство, при помощи к-рой объясняется распространение света и электромагнитных волн (физ., радио).

4. Летучее вещество – соединение спиртов между собою при выделении частиц воды (эфир простой) или соединение спирта с кислотой (эфир сложный), употр. в медицине (для наркоза, дезинфекции) и в производстве (как растворитель и др.). Серный или

2. перен. Далекая высь, безвоздушное пространство, пустота (поэт.). На темноголубом эфире златая плавала луна. Державин. По эфиру катится гром из края в край. Хомяков. как глуп я прежде был, мечтал, как вы мечтаете, душой в эфире жил. Некрасов.

3. со словом "мировой" и без него. Предполагаемая среда, заполняющая мировое пространство, при помощи к-рой объясняется распространение света и электромагнитных волн (физ., радио).

4. Летучее вещество – соединение спиртов между собою при выделении частиц воды (эфир простой) или соединение спирта с кислотой (эфир сложный), употр. в медицине (для наркоза,

Словарь экономических терминов

На

ПОЧТИТЕЛЬНОМРАССТОЯНИИ" - заключение сделки или проведение операции независимыми сторонами, действующими в собственных интересах, не связанными друг с другом обязательствами.

Полный орфографический словарь русского языка

На

на, предлог и частица

Викисловарь

На

на (аналогично русск. на II)

Изучайте больше слов

Цитаты со словом «на»

О. Герасим сообщил мне, что Вы неправильно мыслите об луне т. е. об месяце, который заменяет нам солнце в часы мрака и темноты, когда люди спят, а Вы проводите электричество с места на место и фантазируете. Не смейтесь над стариком за то что так глупо пишу. Вы пишете, что на луне т. е. на месяце живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами. Без дождика люди не могут жить, а дождь идет вниз на землю, а не вверх на луну. Люди живя на луне падали бы вниз на землю, а этого не бывает. Нечистоты и помои сыпались бы на наш материк с населенной луны. Могут ли люди жить на луне, если она существует только ночью, а днем исчезает? И правительства не могут дозволить жить на луне, потому что на ней по причине далекого расстояния и недосягаемости ее можно укрываться от повинностей очень легко. Вы немножко ошиблись. Вы сочинили и напечатали в своем умном соченении, как сказал мне о. Герасим, что будто бы на самом величайшем светиле, на солнце, есть черные пятнушки. Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда. Как Вы могли видеть на солнце пятны, если на солнце нельзя глядеть простыми человеческими глазами, и для чего на нем пятны, если и без них можно обойтиться? Из какого мокрого тела сделаны эти самые пятны, если они не сгорают? Может быть по-вашему и рыбы живут на солнце? Извените меня дурмана ядовитого, что так глупо съострил! Ужасно я предан науке!

Письмо к учёному соседу

Король: (человеку на пристани) Это что за город?Человек на пристани: Гринвилл, сэр!Король: А театр у вас есть?Человек на пристани: Театр? Нет. Церковь есть.Король: Это хорошо.Человек на пристани: Только Питер Уилкс умер.Король: Это очень прискорбно. А кто был этот уважаемый джентльмен, который загнул-то? Актёр, что ли?Человек на пристани: Нет, сэр. Проповедник.Король: Значит, у вас проповедника теперь нету.Человек на пристани: Нет. Все ждут мистера Гарви, брата покойного. Он тоже проповедник.Король: А где живёт этот смиренный служитель Божий, почему же он не явился вовремя?Человек на пристани: В Англии, в Шеффилде.Король: (с сарказмом) В Англии!Человек на пристани: Само собой, сэр! Питер сам тоже англичанин, только он уже лет пятьдесят как сюда переехал. Так что он младшего брата Уильяма вовсе не видел.Король: Тоже служитель?Человек на пристани: Кто?Король: Уильям!Человек на пристани: Да нет! Он глухонемой.Герцог: А зачем их ждут, молодой человек?Человек на пристани: Да чтоб поделить наследство!Герцог: И что, большое наследство?Человек на пристани: Дом, негры, кожевенный завод, только наличными шесть тысяч!Король: И всё братьям?Человек на пристани: Не-ет! Братьям только деньги, а остальное — дочкам. Они ведь теперь круглые сиротки!Король: Так, значит, ты говоришь, их тут никто не знает?Человек на пристани: А кто ж их знает, раз они в Америке-то никогда не были?Герцог: А куда Вы путь держите, молодой человек?Человек на пристани: На Запад, на заработки.Король: (Джиму) Мавр, мон шер ами! Подайте мне воды!

Совсем пропащий

От природы король был крепок здоровьем и неприхотлив, спокойно переносил как жару, так и холод, никогда не уставал и почти не замечал, что многие могут испытывать какие-то неудобства.<…>Он снял свой тёплый бархатный плащ и накинул его на плечи Анжелике. Её окутало тёплым запахом крепкого мужского тела, смешанного с запахом фиалкового корня — любимыми духами короля. Король положил ей руки на плечо и, почувствовав тепло, она вспомнила свой сон и закрыла глаза. Но тут же открыла их вновь.Король на коленях стоял перед камином, энергично орудуя кочергой, а затем принялся раздувать тлеющие угли. Анжелика смотрела на него так, будто видела впервые в жизни. Рубашка с длинными рукавами, расшитый жилет, тесно облегающий его широкую мужественную грудь.Он выглядел сейчас так, как разбогатевший ремесленник, которому пришлось пережить трудную жизнь. Неудобства лагерной жизни, езда по колена в грязи по размытым дорогам, полуразрушенные и полузаброшенные замки, в которых приходилось скрываться в 1649 году, соломенные туфяки, на которых приходилось не раз коротать ночь, — вот как проходила юность короля. И поэтому неудивительно, что он сам смог раздуть огонь в потухшем камине.Людовик заметил её недоумение и улыбнулся:— В такое позднее время можно и забыть о дворцовом этикете. На долю королей выпал тяжкий жребий. Им приходится отчитываться за каждый жест и шаг перед всем миром и даже, я бы сказал, перед будущим. Это правило распространяется не только на них, но и на всех, кто их окружает. И только ночью я становлюсь самим собой.Он провёл руками по лицу, как бы снимая маску. Анжелика подумала, что мадам де Монтеспан недостойна короля.— Ночью я становлюсь обыкновенным человеком, — продолжал король. — Мне нравится этот кабинет, где я работаю в тишине и покое. Как хорошо размышлять, зевать, беседовать с собакой и знать, что всё это не станет достоянием истории. Ночью я могу пригласить сюда тех, кого я искренне хочу видеть. Да, ночь — лучшая подруга короля!Анжелика с восхищением смотрела на человека, которому приходилось так много и тяжело работать, и ездить на охоту, и, кроме того, танцевать на балах.— Мне приятно наблюдать, как вы смотрите на меня, — внезапно сказал король. — Когда женщина смотрит такими глазами на мужчину, то это наполняет его смелостью и гордостью. А если этот мужчина король, то он готов покорить весь мир. Мне приятно, когда вы рядом — вы умеете слушать. Вы можете мне возразить: «Кто же не слушает короля?» Да, это верно, но слушать можно по-разному. Вы же слушаете всем сердцем, всей душой и с желанием понять говорящего. И мне это очень приятно.<…>…(Вернувшись к себе) Улёгшись в тёплую кровать, Анжелика долго не могла заснуть. Голос короля всё звучал в её ушах. Звуками своего голоса он расположил её к себе больше, чем поцелуями.

Анн и Серж Голон

Кутаясь в шаль, Маша дышала в открытую форточку и говорила, что все это нестерпимо, что нужно уезжать, просто бежать из этого города и из этой страны, спасаться, что здесь вся жизнь еще идет по законам первобытного леса, звери должны все время рычать, показывать всем и вся свою силу, жестокость, безжалостность, запугивать, забивать, загрызать, здесь все время нужно доказывать, что ты сильнее, зверинее, что любая человечность здесь воспринимается как слабость, отступление, глупость, тупость, признание своего поражения, здесь даже с коляской ты никогда в жизни не перейдешь улицу, даже на зебре, потому что тот, в машине, сильней, а ты слабее его, немощнее, беззащитнее, и тебя просто задавят, снесут, сметут, размажут по асфальту и тебя и твою коляску, что здесь идет испокон веков пещерная, свирепая схватка за власть, то тайная, тихая, и тогда убивают потихоньку, из-за спины, вкрадчиво, то открытая, явная, и тогда в кровавое месиво затягиваются все, нигде тогда не спрятаться, не переждать, везде тебя достанет топор, булыжник, мандат, и вся страна только для этой схватки и живет тысячу лет, и если кто забрался наверх, то для него те, кто внизу — никто, быдло, кал, лагерная пыль, и за то, чтобы остаться там у себя, в кресле, еще хоть на день, хоть на минуту, они готовы, не моргнув глазом, перерезать глотку, сгноить, забить саперными лопатками полстраны, и все это, разумеется, для нашего же блага, они ведь там все только и делают, что пекутся о благе отечества, и все это благо отечества и вся эта любовь к человечеству — все это только дубинки, чтобы перебить друг другу позвоночник, сначала сын отечества бьет друга человечества обломком трубы по голове, потом друг человечества берет сына отечества в заложники и расстреливает его под шум заведенного мотора на заднем дворе, потом снова сын отечества выпускает кишки другу человечества гусеницами, и так без конца, никакого предела этой крови не будет, они могут натянуть любой колпак — рай на небесех, рай на земле, власть народа, власть урода, парламент, демократия, конституция, федерация, национализация, приватизация, индексация — они любую мысль, любое понятие, любую идею оскопят, выхолостят, вытряхнут содержимое, как из мешка, набьют камнями, чтобы потяжелее было, и снова начнут махаться, долбить друг дружку, все норовя по голове, побольнее, и куда пойти? — в церковь? — так у них и церковь такая же, не Богу, но кесарю, сам не напишешь донос, так на тебя донесут, поют осанну тирану, освящают грех, и чуть только кто попытается им напомнить о Христе, чуть только захочет внести хоть крупинку человеческого, так его сразу топором по голове, как отца Меня, все из-под палки, все, что плохо лежит, в карман, лучше вообще ничего не иметь, чем дрожать и ждать, что отнимут завтра, все напоказ, куда ни ткни, все лишь снаружи, все обман, а внутри пустота, труха, как сварили когда-то ушат киселя, как засунули его в колодец, чтобы обмануть печенегов, вот мол, смотрите, нас голодом не заморишь, мы кисель из колодца черпаем, так с тех пор десять веков тот кисель и хлебают, все никак расхлебать не могут, земли же согрешивши которей любо, казнить Бог смертью, ли гладом, ли наведеньем поганых, ли ведром, ли гусеницею, ли инеми казньми, аще ли покаявшеся будем, в нем же ны Бог велить жити, глаголеть бо пророком нам: «Обратитеся ко Мне всем сердцем вашим, постом и плачем», — да аще сице створим, всех грех прощени будем: но мы на злое ъзращаемся, акы свинья в кале греховнемь присно каляющеся, и тако пребываем, посади цветы — вытопчут, поставь памятник — сбросят, дай деньги на больницу для всех — построит дачу один, живут в говне, пьянстве, скотстве, тьме, невежестве, месяцами зарплату не получают, детям сопли не утрут, но за какую-то японскую скалу удавятся, мол, наше, не замай, а что здесь их? — чье все это? — у кого кулаки крепче, да подлости больше, тот все и захапал, а если у тебя хоть немного, хоть на донышке еще осталось человеческого достоинства, если тебя еще до сих пор не сломали, значит, еще сломают, потому что ни шага ты со своим достоинством здесь не сделаешь, здесь даже просто бросить взгляд на улицу — уже унижение, ты должен стать таким, как они, чтобы чего-то добиться, выть, как они, кусаться, как они, ругаться, как они, пить, как они, здесь все будто создано, чтобы развращать, тому дай, этому сунь, а не дашь и не сунешь, так останешься, мудак, с носом, сам виноват, кто не умеет давать, тот ничего не получает, кому нечего воровать, тот ничего не имеет, кто хочет просто честно жить и никому не мешать, тот и вздоха не сделает, и если ты, не приведи Господь, не такой, как они, если есть в тебе хоть крупица таланта, ума, желание что-то узнать, открыть, изобрести, написать, сотворить или просто сказать, что ты не хочешь быть среди этих урок, что ты не хочешь принадлежать ни к какой банде, ты сразу станешь у них шибко умным, тебя заплюют, затрут, обольют помоями, не дадут тебе ничего сделать, убьют на дуэли, заставят жрать баланду во Владимирской пересылке, стоять у метро с пачкой сигарет и бутылкой водки, сожгут твою библиотеку, в школе твоего ребенка затравят прыщавые ублюдки, в армии доведут сына до того, что не только себе пустит пулю в рот, но еще и пятерых заодно уложит. — Здесь нечего больше ждать, — повторяла Маша, закрыв глаза, сжимая ладонями виски, — на этой стране лежит проклятие, здесь ничего другого не будет, никогда не будет, тебе дадут жрать, набить пузо до отвала, но почувствовать себя человеком здесь не дадут никогда, жить здесь — это чувствовать себя униженным с утра до ночи, с рождения до смерти, и если не убежать сейчас, то убегать придется детям, не убегут дети, так убегут внуки. («Взятие Измаила»)

Михаил Павлович Шишкин

Вероятно, все правительства мира станут полностью или почти полностью тоталитарными еще даже до взнуздания атомной энергии; а что они будут тоталитарными во время и после этого взнуздания, кажется почти несомненным. Только широкомасштабное народное движение к децентрализации и самопомощи может остановить современную тенденцию к этатизму. Но в данный момент не видно признаков такого движения.Разумеется, новый тоталитаризм вовсе не обязан походить на старый. Управление с помощью дубинок и расстрелов, искусственно созданного голода, массового заключения в тюрьмы и массовых депортаций является не просто бесчеловечным (никто теперь особо не заботится о человечности), но и явно неэффективным, а в наш век передовой техники неэффективность, непроизводительность — это грех перед Святым Духом. В тоталитарном государстве, по-настоящему эффективном, всемогущая когорта политических боссов и подчиненная им армия администраторов будут править населением, состоящим из рабов, которых не надобно принуждать, ибо они любят свое рабство. Задача воспитания в них этой любви возложена в нынешних тоталитарных государствах на министерства пропаганды, на редакторов газет и на школьных учителей. Но методы их все еще грубы и ненаучны. Старое утверждение иезуитов, будто каждый воспитанный ими ребенок навсегда сохранит внедренные в него религиозные взгляды, было всего лишь похвальбой. А современный педагог, пожалуй, намного слабей в деле привития своим ученикам условных рефлексов, чем преподобные отцы, воспитавшие Вольтера. Наибольшие триумфы пропаганды достигнуты не путем внедрения, а путем умолчания. Велика сила правды, но еще могущественнее — с практической точки зрения — умолчание правды. Просто-напросто замалчивая определенные темы, отгораживая массы «железным занавесом» (как выразился м-р Черчилль) от тех фактов или аргументов, которые рассматриваются местными политическими боссами как нежелательные, тоталитаристские пропагандисты влияют на мнения гораздо действеннее, чем с помощью самых красноречивых обличении, самых убедительных логических опровержений. Но умолчания недостаточно. Чтобы обойтись без преследований, ликвидации и других симптомов социального конфликта, надо позитивные аспекты пропаганды сделать столь же действенными, как и негативные. Самыми важными «манхэттенскими проектами» грядущего будут грандиозные, организованные правительствами исследования того, что политики и привлеченные к участию научные работники назовут «проблемой счастья», имея в виду проблему привития людям любви к рабству. Однако любовь к рабству недостижима при отсутствии экономической обеспеченности; в целях краткости я делаю здесь допущение, что всемогущей исполнительной власти и ее администраторам удастся разрешить проблему этой постоянной обеспеченности. Но к обеспеченности люди очень быстро привыкают и начинают считать ее в порядке вещей. Достижение обеспеченности — это лишь внешняя, поверхностная революция. Любовь к рабству может утвердиться только как результат глубинной, внутриличностной революции в людских душах и телах. Чтобы осуществить эту революцию, нам требуются, в числе прочих, следующие открытия и изобретения. Во-первых, значительно усовершенствованные методы внушения — через привитие малым детям условных рефлексов и, для старших возрастов, применение таких лекарственных средств, как скополамин. Во-вторых, детально разработанная наука о различиях между людьми, которая позволит государственным администраторам определять каждого человека на подходящее ему (или ей) место в общественной и экономической иерархии (Люди неприкаянные, чувствующие себя не на месте, склонны питать опасные мысли о социальном строе и заражать других своим недовольством). В-третьих (поскольку люди частенько ощущают нужду в отдыхе от действительности, какой бы утопической она ни была), заменитель алкоголя и других наркотиков, и менее вредный, и дающий большее наслаждение, чем джин или героин. И в-четвертых (но это будет долговременный проект — понадобятся многие десятилетия тоталитарного контроля, чтобы успешно выполнить его), надежная система евгеники, предназначенная для того, чтобы стандартизовать человека и тем самым облегчить задачу администраторов. В «О дивном новом мире» эта стандартизация изготовляемых людей доведена до фантастических — хотя, наверно, и осуществимых — крайностей. В техническом и идеологическом отношении нам еще предстоит немалый путь до обутыленных младенцев и выпускаемых серийно, методом Бокановского, полукретинов. Но и не такое может осуществиться к шестисотому году эры Форда! Что же касается первых трех черт этого более счастливого и стабильного мира, то эквиваленты сомы, обучения во сне и научной системы каст отстоят от нас, вероятно, не дальше, чем на три-четыре поколения. Да и сексуальный промискуитет «О дивного нового мира» не столь уж от нас отдален Уже и сейчас в некоторых крупных городах Соединенных Штатов число разводов сравнялось с числом браков. Пройдет немного лет, и, без сомнения, можно будет покупать разрешение на брак, подобно разрешению держать собаку, сроком на год, причем вы будете вольны менять свою собаку или держать нескольких одновременно. По мере того как политическая и экономическая свобода уменьшается, свобода сексуальная имеет склонность возрастать в качестве компенсации. И диктатор (если он не нуждается в пушечном мясе либо в семьях для колонизации безлюдных или завоеванных территорий) умно поступит, поощряя сексуальную свободу. В сочетании со свободой грезить под действием наркотиков, кинофильмов и радиопрограмм она поможет примирить подданных с рабством, на которое те обречены.Если все это учесть, то похоже, что Утопия гораздо ближе к нам, чем кто либо мог вообразить всего пятнадцать лет назад. Тогда она виделась мне в дальнем будущем, через шесть столетий. Сейчас мне кажется вполне возможным, что не пройдет и сотни лет, как мы очутимся во власти этого кошмара. При условии, конечно, что прежде не разнесем себя на мелкие кусочки. По сути дела, если мы не изберем путь децентрализации и прикладную науку не станем применять как средство для создания сообщества свободных личностей (а не как цель, для которой люди назначены служить лишь средством), то нам останутся только два варианта либо некое число национальных, милитаризованных тоталитарных государств, имеющих своим корнем страх перед атомной бомбой, а следствием своим — гибель цивилизации (или, если военные действия будут ограничены, увековечение милитаризма), либо же одно наднациональное тоталитарное государство, порожденное социальным хаосом — результатом быстрого технического прогресса вообще и атомной революции в частности; и государство это под воздействием нужды в эффективности и стабильности разовьется в благоденственную тиранию, воплощенную в Утопии. Плати, хозяин, деньги и бери, которую из трех облюбовал.

О дивный новый мир

Доктор: (на видео) У ангелов - полицейская будка.Ларри: «У ангелов - полицейская будка». Это - моя любимая фраза; у меня она на футболке!Салли: Что ты имеешь в виду под словом «ангелы»? Эти статуи?Доктор: (на видео) Существа с другого мира.Салли: Но они же просто статуи.Доктор: (на видео) Только когда ты их видишь.Салли: В смысле?Доктор: (на видео) Их когда-то называли Одинокими убийцами. Никто не знает откуда они появились, но они стары как Вселенная, или почти, и выжили так долго из-за самого совершенной защитной системы в истории эволюции. Они находятся в состоянии квантовой блокировки. Они не существуют пока за ними кто-то наблюдает. В то мгновение когда на них смотрят любое живое существо, они превращаются в камень. Это не выбор а факт их биологии. Под видом любого живого существа, они окаменевают, в прямом смысле. А камень нельзя убить. Конечно, и камень убить не может, но… затем ты отворачиваешься. Затем ты моргаешь, и тогда может!Салли: (Ларри, о ближайшем ангеле) Не отворачивайся от него.Доктор: (на видео) Поэтому они закрывают глаза. Они не плачут, они не могут рисковать посмотреть друг на друга. Их величайшее преимущество является их величайшим проклятием. Они никогда не могут быть увидены. Самые одинокие существа во Вселенной. И мне жаль. Мне очень, очень жаль - дело теперь за тобой.Салли: А мне что делать?Доктор: (на видео) Синяя будка - это моя машина времени. Внутри неё целый мир временной энергии на которой они могут вечно питаться, но это может вызвать гашение Солнца. Ты должна послать её мне.Салли: Как? Как?!Доктор: (на видео) Боюсь что это всё. На транскрипте больше от тебя ничего нет, это была последняя фраза. Не знаю что тебя остановило, но я могу догадаться. Они идут. Ангелы идут за тобой, но слушай - твоя жизнь от этого будет зависеть - не моргай. Даже не моргай. Моргнешь, и ты труп. Они быстрые, быстрее чем ты можешь представить. НЕ поворачивайся спиной, НЕ отворачивайся и НЕ МОРГАЙ. (пауза) Удачи.

Десятый Доктор — Сезон 3

Может быть, неоднозначно это покажется, но дело заключается в том, что очень мало кто в то время понимал и верил в то, что вопрос идет не об идеологии, учитывая ваш вопрос, вопрос не идет о формах собственности, о хозяйствовании, о реформах, а вопрос идет о государстве. Что основная проблема, основной удар направлен против единого государства, а вовсе не против реформирования общественно-политического устройства государства. Наши, так сказать, как их тогда называли, диссиденты, сегодня, я не знаю, как они себя предпочитают называть, но большинство из них откровенно в последние годы признавались, что они метили в социализм, а попали в российское государство. На самом деле ведь вопрос заключался именно в том, будет единая страна или не будет. И все разногласия заключались именно в этом между, скажем, ГКЧП и Горбачевым, только в этом. И разногласия между Горбачевым и Ельциным были тоже только в этом. Все остальное это было, я бы сказал, некорректное использование различных форм и методов воздействия на общественное мнение в личной цели, в популярности личной. Вопрос стоял о государстве и о власти. Между нами и Горбачевым вопрос стоял — будет ли у нас единое союзное государство федеративное или будет конфедеративное. И этот процесс продолжался, грубо говоря, примерно два года. Наши конфликты они просто не выплескивались до поры до времени, но на самом деле это так и было. Потому что он, проиграв по сути дела референдум, тут же взял и организовал так называемый новоогаревский процесс, где, по сути дела, консолидировались все националистические силы и националистические лидеры. Это было известно, и эта борьба шла все время, вплоть до Верховного Совета. В официальных выступлениях на Верховном Совете и на съезде Горбачев проигрывал. Но, видимо, уже он далеко зашел в этом проигрыше. Потому что мое было представление, и оно остается, он страшно боялся потерять власть. Боялся потерять власть именно в силу того, что он видел реального на тот момент противника на президентский пост в лице Ельцина, это был для него реальный противник. И вот тут они как раз, грубо говоря, расходились именно с точки зрения уже личной власти. Ельцин готов был во имя власти, наверное, на все. А Горбачев тоже соглашался поступиться, как он говорил, принципами во имя только одного — удержаться на плаву в качестве президента или председателя чего угодно, какого-то нового союза, который он был готов создать в обмен на ликвидацию Советского Союза. Я думаю, что вы слышали, что в то время его очень активно пропагандировали в виде председателя Организации Объединенных Наций, откровенно ему предлагали пост президента нового так называемого союза, на который его как бы изберут по принципу выбора председателя Организации Объединенных Наций. И он на это был готов.

Валентин Сергеевич Павлов

Слова Достоевского о том, что если искренне молиться, то возникают новое чувство и новая мысль, и молитва воспитывает, — видимо, верны. Но для меня с самого начала предметом поклонения были лес, деревья. Я думаю, что если человек научится концентрировать свой ум на дереве, как на дереве, то благодаря этому в нем пробудится нечто новое. Я не хотел бы это называть молитвой. Может быть, потому, что сам не молюсь. Когда говорят о молитве, то имеют в виду, что на другой стороне — Бог, а по эту сторону молится человек. И есть в этом что-то для меня неприемлемое, слишком человеческое. Смотреть на лес, как на лес, — это ближе буддийской созерцательности, но нет в этом наивности молитвы. Есть молчание, ощущение глубины… Я размышлял над этим с детских лет, но не умел в молчании сосредоточиться на дереве, как на дереве, и потому мои герои получались нервозными людьми. Так было раньше. Но на сей раз героем стал человек, который решительно порвал с обществом и целиком сосредоточился на деревьях, как на деревьях, и хочет научить этому необузданную молодежь. Это одна из главных тем романа.

Объяли меня воды до души моей

Иногда мы на пути к беде и просто не знаем этого.Из-за несчастного случая ли, из-за своей ли сути, но мы ничего не можем с этим сделать.Женщина в Париже собиралась за покупками. Но она забыла свой плащ, и вернулась забрать его. Когда она взяла плащ, зазвонил телефон. Так что она взяла трубку и говорила пару минут. Пока женщина говорила по телефону, Дейзи репетировала для представления в Парижской Опере. И пока она репетировала, женщина, которая уже положила трубку, вышла на улицу чтобы поймать такси. Некий таксист высадил предыдущего пассажира, и остановился на чашечку кофе. Дейзи все еще репетировала. А таксист, который высадил пассажира, и вышел выпить кофе, подобрал женщину, которая собиралась за покупками, и которая пропустила предыдущее такси. Таксисту пришлось затормозить и пропустить переходящего улицу мужчину, который вышел на работу на 5 минут позже, чем обычно потому что забыл поставить будильник. Пока мужчина, опаздывающий на работу, переходил улицу, Дейзи закончила репетицию и принимала душ. Пока она была в душе, таксист ждал возле бутика, пока женщина забирала сверток, который не был еще упакован потому что девушка, которая должна была его упаковать, прошлым вечером поссорилась со своим парнем и забыла упаковать сверток. Когда сверток был упакован, женщина вернулась в такси, которое было заблокировано фургоном доставки. А Дейзи тем временем одевалась. Фургон доставки отъехал и такси тронулось. Пока Дейзи, последняя из всех одевшись, ждала кого-то из друзей, у которого порвался шнурок. И пока такси стояло на светофоре, Дейзи с подругой вышла из черного входа театра. Если бы хоть одно событие случилось иначе, если бы шнурок не порвался, или если бы грузовик выехал секундой раньше, или если бы девушка упаковала покупки быстрее, потому что она не порвала с парнем, или мужчина не забыл завести будильник, и проснулся на 5 минут раньше, или таксист не остановился на чашечку кофе, или женщина не забыла свое пальто и села в другую машину, Дэйзи с подругой перешли бы улицу. А такси проехало бы мимо. Но жизнь хитрая штука, череда неконтролируемых событий помешала машине проехать мимо, водитель на мгновение отвлекся…

Загадочная история Бенджамина Баттона (фильм)

Ещё одна вещь для вас, последняя в нашей гражданской книге — ПРАВА. Боже, все люди в этой стране постоянно бегают вокруг и кричат об этих правах: «У меня есть право, у тебя нет права, у нас есть право, у них нет права». Народ, я ненавижу портить вам веселье, но нет такой вещи, как «права», ок? Они выдуманы, мы их придумали, как бугимэна, три поросёнка, пинокио, мать гусыня, херню типо того. «Права» — это идея. Они просто выдуманы. Это милая идея, но это всё. Милая и выдуманная. Но если вы думаете, что у вас есть права, позвольте спросить вас вот что: «Откуда они взялись?» Люди скажут: «Ну они были даны Богом, это Богом данные права». Вот и снова мы о том. Оправдание Богом. Последнее прибежище человека без ответов и аргументов — «они даны Богом». Всё, что угодно, что мы не можем объяснить должно быть снизошло от Бога. Лично я, народ, думаю, что если ваши права даны Богом, он бы дал вам право на какую-то ежедневную еду и дал бы право на крышу над головой, бог бы присматривал за вами. Он бы не волновался о том, есть ли у вас пистолет, потому что вы можете напиться в воскресный вечер и убить родителей подружки. Но скажем — это правда. Скажем, Бог дал нам эти права. Но зачем ему давать нам определённое количество прав? Билль о правах в этой стране имеет 10 положений. ок? 10 прав. И очевидно, Бог неряшливо поработал эту неделю, потому что нам пришлось изменять этот билль еще 17 раз, потому что бог забыл пару вещей, типо как рабство, просто выскользнуло у него из головы. Но скажем, Бог дал нам изначально 10 прав, британцам он дал 13, у немцев 29, у бельгийцев 25, у шведов только 6, а некоторые люди в мире не имеют вообще никаких прав. Что это за божий промысел? Вообще нет прав? С чего бы это Богу разным людям в разных странах давать разное количество прав? Скука? Развлечение? Плохая арифметика? Неужели после всего мы просто выясним, что Бог не силён в математике? Нет, это не похоже на божественное планирование. Больше похоже на людское планирование. Выглядит, будто одна группа пытается контролировать другую. Другими словами, бизнес — обычное дело в Америке. Теперь, если вы думаете, что у вас есть права, одно последнее задание для вас. В следующий раз, когда будете у компа, зайдите в Интернет, идите на Википедия, в поле поиска наберите «японские американцы 1942 год» и вы узнаете всё о ваших драгоценных правах. В 1942 году 110 тысяч японо-американцев, благонадёжные, законопослушные люди были брошены в военные лагеря просто потому, что их родители родились не в той стране. Это всё, что они сделали не так. У них не было права на адвоката, не было права на честный суд, не было права на жюри присяжных, без прав на расследование любого вида. Единственный путь, который у них был, прямо вот сюда — в военные лагеря. Именно тогда, когда этим американским гражданам больше всего были нужны их права, правительство их отняло. А права — это не права, если кто-то может их забрать. Это привилегии, и это всё, что мы когда-либо имели в этой стране — перечень временных привилегий. И даже если вы хоть изредка читаете новости, понимаете, что этот список с каждым годом становится всё короче и короче. Когда дело касается прав, лично я думаю, что две вещи правда: у нас либо неограниченные права, либо вообще нет прав. Лично я склоняюсь к неограниченным правам.

Джордж Карлин

Оставьте комментарий

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я