Значение слова ИДЕАЛИЗМ

Идеализм

Идеализм Идеали́зм (, через от  — идея) — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности идеи по отношению к материи (см.

Википедия

Найдите другие интересные слова

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Самара
Сохрани в соц. сетях, чтобы не потерять!

Ответы на кроссворды со словом «идеализм» в словаре кроссвордиста

Определение слова Идеализм в словарях

Большой современный толковый словарь русского языка

Идеализм это

I м.Общее название философских учений, противопоставляемых материализму и утверждающих, что сознание, дух, мышление - первичны и составляют основу всего существующего, а материя, природа - вторичны. II м.

1.Склонность к идеализации действительности, способность не замечать ее отрицательных сторон.

2.Приверженность высоким нравственным идеалам.

Новый словарь иностранных слов

Идеализм определение

( фр. idealisme ( гр. )
1) обозначение ряда направлений в философии, признающих, в противоположность материализму, при решении основного вопроса философии об отношении мышления к бытию идею, сознание, дух первичным, а природу, бытие, материю - вторичным. идеализм тесно связан с религией и в своей борьбе против материализма на протяжении всей истории философии выступает в качестве мировоззрения, как правило, реакционных классов; и.субъективный (берклианство, махизм и др.) отрицает объективное существование материального мира, признавая единственной реальностью индивидуальное сознание, ощущения, восприятия; и. объективный (платонизм, гегельянство и др.) утверждает, что основой всего существующего является духовное, идеальное начало, в конечном счете бог. современные формы идеализма (прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм и др.) являются философской основой современной буржуазной идеологии;
2) склонность к идеализации действительности.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Идеализм термин



1. м. Общее название философских учений, противопоставляемых материализму и утверждающих, что сознание, дух, идея - первичны и составляют основу всего существующего.

2. м.
1) Склонность к идеализации действительности, способность не замечать ее отрицательных сторон.
2) Приверженность высоким нравственным идеалам.

Словарь иностранных выражений

Идеализм значение слова

[фр. idealisme

1. обозначение ряда направлений в философии, признающих, в противоположность материализму, при решении основного вопроса философии об отношении мышления к бытию идею, сознание, дух первичным, а природу, бытие, материю - вторичным. идеализм тесно связан с религией и в своей борьбе против материализма на протяжении всей истории философии выступает в качестве мировоззрения, как правило, реакционных классов; и.субъективный (берклианство, махизм и др.) отрицает объективное существование материального мира, признавая единственной реальностью индивидуальное сознание, ощущения, восприятия; и. объективный (платонизм, гегельянство и др.) утверждает, что основой всего существующего является духовное, идеальное начало, в конечном счете бог. современные формы идеализма (прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм и др.) являются философской основой современной буржуазной идеологии;

2. склонность к идеализации действительности.

Словарь русского языка Лопатина

Идеализм

идеал`изм, -а

Словарь русского языка Ожегова

Идеализм

философское направление, утверждающее, в противоположность материализму, пер вичность духа, сознания и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей, его непознаваемость идеализм приверженность к высоким нравственным идеалам идеализм идеализация действительности

Современный толковый словарь, БСЭ

Идеализм

(франц. idealisme, от греч. idea - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что дух, сознание, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично, производно. Основные формы идеализма - объективный и субъективный. Первый утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания, второй либо отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто, полностью определяемое его активностью. Различаются многообразные формы идеализма в зависимости от того, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм). Крупнейшие представители объективного идеализма: в античной философии - Платон, Плотин, Прокл; в новое время - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель. Субъективный идеализм наиболее ярко выражен в учениях Дж. Беркли, Д. Юма, раннего И. Г. Фихте (18 в.). В обыденном словоупотреблении «идеалист» (от слова «идеал») часто означает бескорыстного человека, стремящегося к возвышенным целям.

Толковый словарь Ефремовой

Идеализм

идеализм

1. м. Общее название философских учений, противопоставляемых материализму и утверждающих, что сознание, дух, идея - первичны и составляют основу всего существующего.

2. м.
1) Склонность к идеализации действительности, способность не замечать ее отрицательных сторон.
2) Приверженность высоким нравственным идеалам.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Идеализм

идеализма, мн. нет, At. (от латин. idealis – идеальный) (книжн.).

1. Философское мировоззрение, считающее основой всего существующего духовное начало, идею; противоп. материализм (филос.).

2. Поведение идеалиста (во 2 знач.).

3. Склонность к идеализации действительности. Его отношение к людям проникнуто крайним идеализмом.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Идеализм

(франц. idealisme, от греч. idea - идея), общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловлено. И., таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, так и в сфере познания. Хотя И. возник более двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18 в. В 1702 немецкий идеалист Лейбниц писал о гипотезах Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. А в 1749 французский материалист Д. Дидро назвал И. '...самой абсурдной из всех систем' (Избранные соч., т. 1, М. - Л., 1926, с.
28). Философский термин 'И.' не следует смешивать с употребляемым в обыденном языке, в повседневных рассуждениях на моральные темы словом 'идеалист', которое происходит от слова 'идеал' и обозначает бескорыстного человека, стремящегося к достижению возвышенных целей. В философском смысле 'И.' также и в этической области обозначает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности. Смешение этих понятий нередко использовалось идеалистами в целях дискредитации философии материализма. При всём фундаментальном единстве идеалистического лагеря в решении основного вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его главные формы: И. объективный и субъективный. Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от нашего сознания, для второго неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. С исторической предшественницей объективного И. мы встречаемся уже в религиозно-художественных образах древнеиндийской Упанишад (материальный мир - покрывало Майи, за которым скрывается истинная реальность божественного первоначала, Брахмана). В концептуальной форме объективный И. получил первое законченное выражение в философии Платона. В средневековой философии его представлял схоластический реализм , в новое время его крупнейшие представители - Г. В. Лейбниц, Ф. В. Шеллинг, Г. Гегель. Субъективный идеализм получил наиболее яркое выражение в учениях английских идеалистов 18 в. Дж. Беркли и Д. Юма. Наличие двух главных форм И. не исчерпывает многообразия различных версий идеалистических философских систем. В пределах этих двух форм в истории философии имели место их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм) или мировая воля ( волюнтаризм ), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм ) или множество духовных первоэлементов (монадология - см. Монада , плюрализм), как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм ), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический Эмпиризм и сенсуализм , феноменализм) или как незакономерное, алогичное 'свободное' начало, не могущее быть объектом научного понимания ( иррационализм ). Поскольку идеалистическое или материалистическое решение основного вопроса философии являются взаимоисключающими, истинным может быть лишь одно из них. Таковым является материалистическое решение, что подтверждается историей науки, рассматриваемой под этим углом зрения, а также развитием общественной практики. Чем же объясняется в таком случае долговечность И., его сохранение в общественном сознании на протяжении тысячелетий- Это обстоятельство имеет свои глубокие корни: гносеологические и социальные. Историческими истоками И. являются присущие мышлению первобытного человека анимизм и антропоморфизм , одушевление всего окружающего мира и рассмотрение его движущих сил по образу и подобию человеческих поступков как обусловленных сознанием и волей. В дальнейшем гносеологическим истоком И. становится сама способность абстрактного мышления. Возможность И. дана уже в первой элементарной абстракции. Образование общих понятий и возрастающая степень абстрагирования - необходимые моменты прогресса теоретического мышления. Однако превратное пользование абстракцией влечёт за собой гипостазирование отвлечённых мышлением свойств, отношений, действий реальных вещей в отрыве от их конкретных материальных носителей и приписывание этим продуктам абстракции самостоятельного существования. Сознание, мышление, величина, форма, добро, красота, мыслимые вне и независимо от материальных предметов и существ, которые ими обладают, равно как и растение 'вообще' или человек 'вообще', принимаемые за сущности, или идеи, воплощаемые в вещах, - таков тот ложный ход абстрактного мышления, который ведет к И. 'Прямолинейность и односторонность, деревянность и окостенелость, субъективизм и субъективная слепота voila (вот - Ред. ) гносеологические корни идеализма' (Ленин В. И., Полн. собр. соч.,5 изд., т. 29,с.
322). Эти гносеологические корни И. закрепляются в силу определённых социальных факторов, берущих начало в отделении умственного труда от физического, при котором '...сознание в состоянии эмансипироваться от мира...' (Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с.
30). С формированием рабовладельческого общества И. становится естественноисторической формой сознания для господствующих классов, поскольку умственный труд был первоначально их привилегией. По своему происхождению и на всех ступенях своего развития И. тесно связан с религией. По сути дела, И. возник как концептуальное, понятийное выражение религиозного миросозерцания и в последующие эпохи служил, как правило, философским оправданием и обоснованием религиозной веры. По словам В. И. Ленина, философский И. есть '...дорога к поповщине...' (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с.
322). Многовековая история И. весьма сложна. В самых различных видах на разных этапах истории он по-своему выражал эволюцию форм общественного сознания в соответствии с характером сменяющихся социальных формаций и новым уровнем развития науки. Основные формы И., получившие дальнейшее развитие в последующей истории философии, возникли уже в Древней Греции. Своего наивысшего расцвета философский И. достиг в немецкой классической философии (конец 18 - 1-я половина 19 вв.), обосновавшей и развившей новую историческую форму рационализма - идеалистическую диалектику. С переходом капитализма в империалистическую стадию доминирующей чертой идеалистической философии становится поворот к иррационализму в его различных версиях. В современную эпоху господствующими в буржуазной философии идеалистическими течениями являются: неопозитивизм преимущественно в англосаксонских странах), экзистенциализм (в континентальных западноевропейских странах), феноменология (обычно переплетающаяся с экзистенциализмом), неотомизм (в католических странах). Современные философы-идеалисты редко признают свою принадлежность к идеалистическому лагерю. 'Многие чувствуют что это скорее явление прошлой истории, чем живая школа наших дней...' (Ewing А. С., The idealist tradition, Glencoe, 1957, р.
3). Господствующая в современной идеалистической философии классификация философских учений чаще всего основывается не на противопоставлении материализма - И., а на противопоставлении И. - реализму. Так неотомисты, называя своё учение 'реализмом', отличают его и от материализма, и от субъективного И. Другие идеалистические течения претендуют на преодоление обоих противоборствующих направлений при помощи разного рода двусмысленных терминов ('нейтральный монизм', 'элементы' и др.). На деле подобные истолкования носят по существу дезориентирующий характер, и все ведущие течения современной буржуазной философии являются фактически различными видами И.Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн., собр. соч., 5 изд., т. 18; его же, К вопросу о диалектике, там же, т. 29; его же, Конспект книги Аристотеля 'Метафизика', там же; Быховский Б., Нарский И., Соколов В., Идеализм, в кн.: Философская энциклопедия, т. 2, М., 1962; Флоренский П. А., Смысл идеализма, Сергиев Посад, 1914; Черкашин П. П., Гносеологические корни идеализма, М., 1961: Корнфорт М., Наука против идеализма, пер, с англ., М., 1957; Современный субъективный идеализм, М., 1957; Современный объективный идеализм, М., 1963: Ойзерман Т. И., Главные философские направления, М., 1971; Willmann

0., Geschichte des Idealismus, 2 Aufl., Lpz.,1907; Ewing A.C. Idealism, L.,

1934. Б. Э. Быховский.

Полный орфографический словарь русского языка

Идеализм

идеализм, -а

Викисловарь

Идеализм

одно из двух главных (наряду с материализмом) направлений в философии, утверждающее первичность духа, идеи, сознания, мышления по отношению к материи, природе, физическому бытию склонность к идеализации действительности способность, склонность бескорыстно служить какому-либо делу; преобладание умственных и моральных интересов над материальными

Изучайте больше слов

Примеры употребления слова «идеализм» в литературе

После безразличного сказочного идеализма юности, после светлого идеализма «Старосветских помещиков» и «Тараса», после таинственного «Вия», после того как идеализм Гоголя сказал и «скучно», и «страшно», он создал еще две формы: первую я назову карающей, а вторую, высшую, чисто эстетической.

Мы боролись против философского идеализма за грешную материю жизни, а нас сокрушил возродившийся идеализм – самая мерзкая форма идеализма, низменное, трусливое поклонение словечкам.

П., Гносеологические корни идеализма, М., 1961: Корнфорт М., Наука против идеализма, пер, с англ., М., 1957; Современный субъективный идеализм, М., 1957; Современный объективный идеализм, М., 1963: Ойзерман Т.

Для трансцендентального идеализма[14 - Трансцендентальный идеализм Канта. — Трансцендентальным идеализмом обычно называют философию Канта.

По классификации Дильтейя – натурализм, идеализм объективный и идеализм свободы, – моя мысль принадлежит к типу идеализма свободы.

Слова которые можно составить из слова «идеализм»

Цитаты со словом «идеализм»

Идеализм по своему существу созерцателен; материализм же — система действенная

Философские тетради

Оставьте комментарий

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я