Значение слова АНИМИЗМ

Анимизм

Анимизм Аними́зм (от ,  — «душа» и «дух» соответственно) — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Анимистические представления присутствуют почти во всех религиях.

Википедия

Смотрите картинки со словом Анимизм

Найдите другие интересные слова

Введите слово в форму поиска, чтобы найти его значение

Например: город энергия релакс вариативный Самара
Сохрани в соц. сетях, чтобы не потерять!

Ответы на кроссворды со словом «анимизм» в словаре кроссвордиста

Определение слова Анимизм в словарях

Большой современный толковый словарь русского языка

Анимизм определение

м.Система представлений, свойственная первобытным народам в донаучную эпоху, о наличии у человека, животных, растений, явлений природы и предметов независимого духовного начала - души; одухотворение сил и явлений природы.

Новый словарь иностранных слов

Анимизм термин

( лат. anima душа) система фантастических представлений о наличии у человека, животных, растений, предметов независимого начала - души; а. является характерной чертой первобытных религий и обязательным элементом всех современных верований.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка Ефремовой

Анимизм это

м. Система представлений о наличии у человека, животных, растений и предметов независимого духовного начала - души; одухотворение сил и явлений природы.

Словарь иностранных выражений

Анимизм

[система фантастических представлений о наличии у человека, животных, растений, предметов независимого начала - души; а. является характерной чертой первобытных религий и обязательным элементом всех современных верований.

Словарь русского языка Лопатина

Анимизм

аним`изм, -а

Словарь русского языка Ожегова

Анимизм

религиозное представление о независимом существовании духа, души у каждого человека, животного, растения (в первобытных религиях - также у каждой вещи)

Современный толковый словарь, БСЭ

Анимизм

(от лат. anima, animus - душа, дух), вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.

Толковый словарь Ефремовой

Анимизм

анимизм м. Система представлений о наличии у человека, животных, растений и предметов независимого духовного начала - души; одухотворение сил и явлений природы.

Толковый словарь русского языка Ушакова

Анимизм

анимизма, мн. нет, м. (от латин. anima – душа) (науч.). Форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу.

Большая советская энциклопедия, БСЭ

Анимизм

(от лат. anima, animus - душа, дух), вера в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая и человека. Если душа представляется связанной с каким-либо отдельным существом или предметом, то духу приписывается самостоятельное существование, широкая сфера деятельности и способность влиять на различные предметы. Души и духи представляются то аморфными, то фитоморфными, то зооморфными, то антропоморфными существами; однако они всегда наделяются сознанием, волей и другими человеческими свойствами. Впервые термин 'А.' ввёл немецкий учёный Г. Шталь, назвавший (в сочинении 'Theoria medica',
1708) А. своё учение о безличном жизненном начале - душе, лежащей будто бы в основе всех жизненных процессов и являющейся 'ваятельницей тела'. В 19 в. в совершенно ином смысле был применен этот термин Э. Тайлором ,Г. Спенсером и другими представителями так называемой эволюционной школы в истории культуры и этнографии. Тайлор придавал термину 'А.' ('Первобытная культура',
1871) двоякое значение:
1) вера в души и духов;
2) теория происхождения религии. Тайлор усматривал в А. 'минимум религии' т. е. зародыш, из которого развились все религии, вплоть до самых сложных и утончённых, равно как и все воззрения на душу не только в религии, но и в идеалистической философии. Как теория происхождения религии А. не выдержал испытания научной критики и ныне отвергается подавляющим числом исследователей. Во-первых, никакая религия, от самой грубой до самой утончённой, не исчерпывается только верой в души и духов и не может быть полностью отождествлена с душеверием и духоверием. Во-вторых, огромный фактический материал, накопленный наукой уже после Тайлора, свидетельствует о том, что процесс дуализирования (удвоения) мира, т. е. его разделения на естественное и сверхъестественное, священное и повседневное, запрещенное (см. Табу ) и дозволенное, начался вовсе не с одухотворения или одушевления природы и протекал гораздо сложнее, чем это представлялось Тайлору. Эти факты породили ряд направлений, объединяемых названием преанимизма, или доанимизма, согласно которым А. предшествовал век магии (Дж. Фрейзер и др.), аниматизм, т. е. оживотворение всей природы (Р. Маретт, Л. Я. Штернберг и др.), первобытный дологический мистицизм (Л. Леви-Брюль и др.). Если преанимизм оказался столь же бессильным вскрыть истоки религии, как и А., то он всё же выявил в примитивных представлениях о духах и душах их материальное, вещное происхождение. Души и духи в религии австралийцев, огнеземельцев и других отсталых народностей - это двойники реальных существ и чувственных предметов, как бы их призраки, но они ещё достаточно вещественны, чтобы видно было их происхождение от предметов и явлений материального мира. Все они обладают плотью, все они рождаются, едят, охотятся, даже умирают, подобно окружающим дикаря реальным существам. Мифы и обряды убедительно доказывают, что до того как воображение дикаря населило сверхъестественный мир душами и духами, оно наделяло сверхъестественными свойствами сами вещи и явления, двойниками которых стали эти души и духи. Например, до того как дикарь дошёл до умилостивления или отпугивания духа покойника, он долгое время стремился обезвредить или задобрить самого покойника, т. е. его труп. Процесс спиритуализации, т. е. разделения природы и человека на живую, но нематериальную душу и материальную, но мёртвую плоть, был длительным и прошёл много этапов, а само представление о душе как о нематериальном существе - явление очень позднее. Каким бы утончённым ни становилось одушевление или одухотворение природы и человека, оно всегда сохраняет следы своего материального происхождения и в языке, и в ритуале. Таким образом, А., вопреки Тайлору, ни генетически, ни хронологически не может быть признан минимумом или зародышем религии. А. не только не объясняет происхождения религии, но и сам нуждается в объяснении. Тайлор усматривал в А. 'естественную религию', 'детскую философию' человечества, возникшую самопроизвольно в силу свойств первобытного сознания, которое измыслило души и духов и поверило в их существование в результате психологической иллюзии и наивной логической аберрации, связанных с явлениями сновидений, галлюцинаций, эха и т. п. Духи, по Тайлору, - это лишь 'олицетворённые причины' указанных выше явлений. Современное научное исследование показало, что корни анимистических представлений, как и всех первобытных религиозных верований, надо искать не в отдельных заблуждениях дикаря-одиночки, а в бессилии дикаря перед природой и обусловленном этим бессилием невежестве. Самый же главный порок анимистической теории состоит в том, что она рассматривает религию как явление индивидуальной психологии, упуская из виду, что религия есть факт общественного сознания. Если как теория происхождения религии А. оказался несостоятельным и представляет лишь исторический интерес, то как обозначение веры в души и духов, являющейся неотъемлемым и существ, составным элементом всех религий, известных истории и этнографии, он признаётся современной наукой. Некоторые идеалистически и фидеистически (см. Фидеизм ) настроенные буржуазные учёные, так же как и богословы, стремятся отмежевать современный идеализм и фидеизм от А. Одни из них стараются доказать, что между теизмом в виде 'мировых религий' и идеализмом, с одной стороны, и А. - с другой, нет ничего общего. Другие, так называемые прамонотеисты, главой которых был патер В. Шмидт , пытаются, наоборот, обнаружить в верованиях самых отсталых народов наряду с А. представления о едином божестве, чтобы доказать, что и эти религии богооткровенны, но лишь 'загрязнены' верой в духов и колдовство. Разумеется, А. подвергался и подвергается разнообразным модификациям в зависимости от степени его развития. Однако и в догматике и в ритуале самых подновленных современных религий, в учениях теософов (см. Теософия ) об астральных существах, идеалистов об абсолютной идее, мировой душе, жизненном порыве и т. п., в столоверчении и 'фотографировании' духов у спиритов лежит в основе А., как и в представлениях о потустороннем мире самых отсталых обществ. Термин 'А.' получил распространение ещё в одном значении. В зарубежной статистике коренные обитатели Африки, Южной Америки, Океании - приверженцы местных традиционных религий - зачисляются в общую рубрику 'анимистов'. Это обозначение происходит от тайлоровского понимания А. как самой ранней 'дикарской' религии. Но ведь народы эти в большинстве своём создали свою древнюю культуру, и религии у них разные, иногда весьма развитые; они анимисты в той же мере, как и христиане, мусульмане, иудаисты, буддисты. Поэтому подобное применение термина 'А.' в научном отношении неправомерно.Лит.: Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Лафарг П., Происхождение и развитие понятия души, пер. с нем., М., 1923; Плеханов Г. В.,О религии и церкви. [Сб. статей], М., 1957; Тэйлор Э., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Эншлен Ш., Происхождение религии, пер. с франц., М., 1954; Крывелев И. А., К критике анимистической теории, 'Вопросы философии', 1956, |2; Францев Ю. П., У истоков религии и свободомыслия, М.-Л., 1959; Токарев С. А., Ранние формы религии и их развитие, М., 1964; Левада Ю. А., Социальная природа религии, М.,

1965. Б. И. Шаревская.

Полный орфографический словарь русского языка

Анимизм

анимизм, -а

Викисловарь

Анимизм

анимизм

Изучайте больше слов

Примеры употребления слова «анимизм» в литературе

Название анимизм, применявшееся прежде к определенной философской системе, получило, по-видимому, свое настоящее значение благодаря Е.

Указывая на эти три последовательно развившиеся миросозерцания, говорят, что сам анимизм еще не религия, но содержит предпосылки, на которых строится в дальнейшем религия.

Проблема смерти по Sсhореnhauer\'y стоит на пороге всякой философии; мы слышали, что образование представлений о душе и веры в демонов, которыми отличается анимизм, объясняется впечатлением, какое производит на человека смерть.

Прежде чем заключить наше исследование, будет уместным изложить в сжатом виде те основания, по которым мы признали анимизм современных дикарей более или менее полным образцом анимизма древнейших человеческих обществ.

«Это форма анимизма, которую мы принимаем как должное, но это тем не менее анимизм — такой же таинственный, как общение с говорящим камнем»

Мы вновь обнаруживаем форму анимизма, возникающую при посредстве самых искусственных и абстрактных из наших машин, — научный анимизм, связанный со способностью компьютера действовать в качестве воспроизводящего демиурга.

Это и примитивные системы, такие, как анимизм[Анимизм (лат.

Слова которые можно составить из слова «анимизм»

Оставьте комментарий

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я